09.10.2013

Учимся правильно

Итак, вам понравился мой пост о Курсере и вы решили попробовать. Замечательно, но я хочу еще больше улучшить вашу жизнь и написал несколько советов о том, как избежать проблемы с которыми я столкнулся занимаясь на первых курсах. На данный момент я закончил 5 курсов, и еще 3 в процессе. Так что я уже опытный в этом деле и ко мне можно прислушаться. Я хочу поставить этой статье амбициозную цель — помочь вам научится учится. И если ваша цель получить знания и навыки, а не пройти больше курсов, тогда эти советы помогут вам более эффективно тратить свое время и сделать так чтобы оно приносило максимальную пользу.

Массовые онлайн образовательные курсы (МООК) имеют очень много общего с обычными курсами, к которым мы привыкли со школы или университета, поэтому опыт образования в этих учебных заведениях хорошо ложится на реалии МООК. Но есть так же и существенное отличие — МООК предоставляет значительную свободу в организации времени занятий и процесса обучения. Писать или не писать лекции, выполнять или не выполнять дополнительные практические упражнения, заниматься утром или вечером, вся тягота решения этих вопросов ложится на ваши плечи, а не на плечи учебного заведения и учителя. Эта свобода требует от вас большой дисциплины и ответственности, и она может вас привести к тому, что вроде курс закончен, а знания растерялись по дороге.

Выбор курса

Курсера похожа на огромный магазин с очень качественными товарами по очень низким ценам. Какой курс выбрать: «Введение в систематический дизайн программ», или «Универсальная игровая программа», или «Введение в математическое мышление», или «Введение в историю человечества»? Очень часто потребитель внутри нас заменяет эти ИЛИ на И, и тут вы попадаете в ловушку. Курсы вроде бы бесплатные, но на самом деле вы платите одним из самых ценных ресурсов — временем. Не сомневайтесь, образование одна из самых лучших инвестиций в жизни, но если вы нагрузите вашу тележку огромным количеством курсов то у вас не хватит времени на все и, скорее всего, вы потратите кучу нервов в этой борьбе и ничего не приобретете.

Почему так? Потому что курсы на Курсере соответствуют во многом их университетским аналогам. Они не так просты, как может показаться, и требуют должного внимания к себе. Но не все курсы одинаково сложны. Давайте попробуем их разделить на три категории:

  • Cложные. Это курс в предметной области которого вы не разбираетесь. К примеру если вы не разбираетесь в математике и берете курс «Исчисления» тогда приготовьтесь потратить на него очень много времени.
  • Средние. Это курсы в предметной области которых вы разбираетесь. К примеру, я программист и мне довольно легко даются новые знания в этой области.
  • Простые. Не могу дать характеристику поэтому приведу пример. Курс «Введение в историю человечества» можно назвать таким. Он не предполагает выполнения каких-либо домашних заданий, тема проста и понятна каждому человеку. В процессе обучения просто слушаешь интересные рассказы. Такой курс очень приятно и легко слушать, в нем не будет неожиданных сложностей, в общем это как хорошее кино посмотреть.

А теперь давайте попробуем посчитать. В аннотации к каждому курсу обычно пишется сколько времени в неделю студент должен будет уделять этому курсу по мнению автора. Так же учитывайте то, что это время для носителя английского языка. Так что к нему еще прибавляется время которое вам понадобится на перевод и понимание сказанного. Для простых курсов это время обычно указано 2-4 часа в неделю и совпадает с тем, что в реальности отводится на них. Для средних курсов это время 6-10 часов в неделю, при этом пару часов можно добавить на непредвиденные сложности. Для сложных курсов это время такое же, 6-10 часов в неделю, но при этом к нему надо прибавить как минимум 50% этого времени, так как сложности у вас точно возникнут, особенно если курс не вводный.

Если вы работаете полный рабочий день то сможете безболезненно уделять около 2 часов в будни и около 6 часов по выходным. Получается что можно взять сложный и средний курс, или два средних и простой. Используя эту классификацию можете произвести расчет под ваши условия. Конечно, это все примерно, в моей практике было так что сложный курс в аннотации которого написано 6-10 часов занимал 22 часа в некоторые недели, так что учитывайте и такие непредсказуемые обстоятельства и оставляйте всегда свободное время.

Какие курсы выбирать — вопрос личный. Но если вы собираетесь проходить несколько курсов одновременно, и все они на одну тему, советую включить в эту сессию какой-нибудь понравившийся курс на совершенно другую тему, чтобы разрядить монотонность сессии. То есть, если вы параллельно взяли четыре курса по программированию то вы можете устать от этой темы, и эффективность обучения будет постепенно падать. А если неделю разбавлять другой темой, тогда эта монотонность пропадет, и вы получите дополнительные знания. Это все конечно зависит от человека, но на своем примере могу сказать что это работает.

Старайтесь задания и лекции по более сложным курсам делать в начале недели, а более простые курсы оставлять на конец недели. Это даст вам дополнительный запас времени на непредвиденные сложности.

Мотивация

Cамое главное при выборе курса и начале обучения — мотивировать себя закончить его. В начале курса вы рветесь в бой, готовы свернуть горы, смотрите лекции и выполняете задания за одну бессонную ночь. Но в середине курса, а курс может идти 3 месяца, все это пропадает. Хочется покорять новые вершины, а покорение текущих целей оставить позади. И это очень плохо. Поэтому мотивируйте себя для того чтобы дойти до конца. Курсера предлагает нам сертификат по окончанию курса, поставьте себе цель во чтобы это не стало заполучить его. Придумайте для себя ему ценность, распечатайте уже полученные сертификаты и повесьте на стену, гордитесь ими и старайтесь собрать как можно больше, как фантики от жвачки в детстве (если кто этим занимался).

Если этого мало — мотивируйте себя с помощью денег. У Курсеры есть механизм сертификатов которые подтверждают то, что именно вы прошли этот курс. Этот сертификат существует в материальном виде и придет вам по почте. За эту услугу берется плата, приблизительно 50$, но это может дать вам хорошую мотивацию довести дело до конца.

Еще попробуйте вступить в группу учеников. Лучше в физическую, а не в онлайн группу. Смотрите лекции с друзьями. Окутайте этот процесс социальными связями. Одному гораздо проще забросить любое дело чем группе.

Что касается моего опыта, то из всех этих мотиваторов я использую только коллекционирование сертификатов. Основной мой мотиватор это то чувство когда ты узнал что то новое. Оно возникает мгновенно, не знаешь в какую секунду лекции или практики оно тебя настигает, но после него мир уже не будет таким каким он был до этого. Или когда ты полученные знания применяешь на практике, когда они дают тебе реальное преимущество. Смотрите лекции, решайте практические проблемы, заканчивайте курсы и я думаю это чувство вам тоже придется по душе.

Обучение

Как я уже говорил большинство курсов на Курсере являются аналогами университетских, некоторые преподаются уже много лет, а преподаватель является составителем этого курса и уважаемым профессором. Так что логично делать то, что он говорит. Если учитель советует выполнить дополнительное задание — выполняйте, если советует прочитать статью — прочитайте, советует обсудить тему на форуме — обсудите. В общем не ограничивайтесь обязательным минимумом заданий и лекций, если есть дополнительные материалы по этому курсу то это неплохая идея будет их изучить. Конечно возникает вопрос времени которое уходит на все это, но ваш прогресс по пониманию данной темы от использования дополнительных материалов и практики будет расти очень сильно какое-то время. Еще раз — слушайте советы учителя и старайтесь найти время подумать над ними и реализовать их.

А теперь перейдем к лекциям. Одна из главных проблем с которой я столкнулся при прохождении своего первого курса заключалась в том что я смотрел лекции один раз и потом, когда приступал к практическим заданиям, постоянно оказывался в такой ситуации что я не понимал какой либо детали. Сначала я долго сокрушался на сложность курса, на плохо составленные материалы, на шум за окном, на неверное расположение звезд и так далее. В конечном счете я возвращался к лекциям, пересматривал их, находил ответ на вопрос, решал эту проблему и вскоре находилось еще одно непонимание и процесс начинался сначала. Конечно уровень английского был ниже, я относился к занятиям проще чем надо было бы, но это все пустяки. Решением вопроса стала изобретенная мной двух-проходная система просмотра лекций. В первый раз я смотрю лекцию на нормальной скорости, стараясь уловить общую картину и представить как одна часть относится к другой. Я просто слушаю что мне стараются объяснить и не отвлекаюсь на детали. Во второй раз я смотрю лекцию ускоренной от полутора до двух раз, со включенными субтитрами, и составляю конспект лекции. Да-да, делаю именно то что бесило в школе и колледже. Если в процессе просмотра я встречаю незнакомое слово, то я останавливаю лекцию и перевожу его в переводчике. Со временем количество незнакомых слов не будет так раздражать, еще и язык подучите. Используя двух-проходную систему просмотр одной десятиминутной лекции занимает от 15 до 17 минут, так что учитывайте эти затраты при подсчете трат времени на курс.

А теперь про конспектирование. Его проблема в том что никто никогда не объяснял зачем оно нужно, а еще некоторые преподователи выдвигали совершенно непонятные требования в виде полного конспекта лекций в качестве пропуска к экзамену. Тут всплывает еще одна проблема классических лекций — необходимость слушать и писать одновременно, в итоге это все превращалось в кашу и теряло смысл. МООК не имеет данной проблемы потому что можно возвращаться к материалу сколько угодно. Ускорение просмотра видео убирает проблему того, что много раз одно и тоже скучно смотреть. Вообще ускорение это замечательный инструмент, в большинстве случаев при втором просмотре можно смотреть на скорости 2x и все понимать. Это зависит от лектора, но большинство лекторов специально говорят медленней чтобы люди, у которых проблема с английским, имели шанс понять о чем речь.

Конспект лучше составлять в цифровом виде, потому что по нему можно осуществлять поиск. Еще круче делать его в виде ментальных карт. Они представляют собой диаграмму связей начальным узлом которой является тема, а отростки от него являются какими-то понятиями которые относятся к этой теме. Такие карты позволяют нам делать меньше записей и лучше структурировать их. Еще в них можно использовать ссылки, изображения, прикреплять файлы. На многих курсах видео сопровождение к лекции в формате слайдов, и если мысль которую вы хотите законспектировать находится на экране то лучше сделать скриншот и прикрепить его к узлу диаграмы. Для дополнительного усвоения материала я перевожу данный слайд своими словами. Я использую программу «ИксМайнд», она бесплатная и полностью меня устраивает.

Конспект в виде ментальной карты

Так в чем же смысл конспекта? У него есть две цели. Первая и самый важная — конспектирование как процесс позволяет повысить запоминаемость материала во много раз, при условии что оно выполняется в спокойных условиях и конспектируется материал который уже был воспринят устно, то есть знакомый. Этот результат не научный, это мой опыт. Именно этот смысл теряется в традиционных лекциях-диктовках, когда пишешь и слушаешь то ни одно из этих дел не получается на должном уровне. Второй смысл в том, что удобней найти ответ на вопрос в своих лекциях, особенно если им придана структура с помощью ментальных карт, чем найти и посмотреть нужную лекцию. Самое интересное в том, что при двух-проходной системе просмотра лекций у меня эта потребность возникала всего пару раз. То есть материал запоминается отлично.

Если в процессе лекции выполняется какая-либо задача то очень хорошо эту задачу делать параллельно с преподавателем. Это тот случай когда слушать и писать одновременно полезно. К примеру, если происходит доказательство теоремы лучше писать вместе с учителем, или если в лекции составляется программа лучше открыть редактор и параллельно с преподавателем разрабатывать ее.

В большинстве случаев лекции разбиты на короткие кусочки по 5-10 минут. Такие лекции проще усваивать чем более длинные лекции. Но, если вы встречаете лекцию длинной 30 минут то можете разбить ее на отрезки по 10 минут и применять двух-проходную систему на каждом отрезке. То есть 10 минут посмотрели, отмотали и посмотрели ускоренно. Я вначале прибегал к этому приему, но потом как то 30 минутные лекции научился за один присест смотреть.

Очень часто прямо посреди лекции появляется тест, если ответ на него не очевиден и вообще вопрос не понятен значит вы что то упускаете, и лучше отмотать обратно и пересмотреть фрагмент до теста. Вообще тесты довольно хороший индикатор понимания материала, проходите их, думайте над неверными ответами, и находите понимание того, почему верный ответ действительно верный. Если вы не получаете 100% балов за тест есть смысл попробовать его еще раз до тех пор пока вы не достигнете мастерства.

На каждом курсе есть форумы и разнообразные сообщества. Понятное дело что если у вас возникает проблема, которую вы не можете решить самостоятельно, это первое место куда вы пойдете. Я хочу сказать о более глубокой вещи. Если думать о процессе образования в общем, и стараться выделить какие-то шаги или ступени на пути к мастерству, то я бы разбил этот процесс таким образом:

  1. Понимание
    1. Теория
    2. Практика
  2. Мастерство

Понимание это основная часть обучения. Мы изучаем теоретический материал и применяем его на практике. Советы по этому шагу я озвучил выше. На шаге мастерства вы детализируете и структурируете свои знания путем объяснения их другому человеку. Этот шаг является ключем к полному пониманию вопроса. Вы можете заниматься каким-либо делом 5 лет и думать что вы эксперт в нем, но как только вы пытаетесь объяснить суть этого дела кому-то другому у вас получается такой рассказ, что вы ловите себя на мысли о том, что вы не понимаете то о чем говорите. Ваш собеседник будет задавать каверзные вопросы на которые у вас может не быть ответа. Старайтесь искать ответы, заполняя пробелы в своем знании, и этот процесс позволит вам отшлифовать ваши знания до совершенства. Форум и группы студентов это идеальное место для этого шага. Помогайте другим и ваше понимание будет намного глубже.

Еще один замечательный метод детализации ваших знаний это написать статью о том, чему вы научились на курсе. Этот процесс очень сильно структурирует ваши знания и поднимает вопросы о которых вы даже и не думали при изучении материала. Это один из мотивов ради которого я веду этот блог.

И напоследок поговорим о жуликах. О тех людях которые создают ощущение несправедливости в мире образования и которые разрушают его. За что я люблю МООК это то что в нем есть только одна награда — знания. То, ради чего и создавалось образование. Оно не обросло степенями и титулами которые в нашей стране, к сожалению, можно купить и наличие такого титула может приносить прибыль. Так что если вы что то не понимаете, а крайняя дата сдачи скоро, есть только один выход — понять.